Технический Бюллетень №1 Мерседес? Фольксваген!
Технический Бюллетень №1
Мерседес? Фольксваген!
Ну что же, пришло время «распечатать» рубрику технических бюллетеней на нашем новом сайте. Не могу сказать, чтобы я специально к этому событию готовился, скорее ждал, когда подвернётся подходящий повод. И вот он подвернулся. Правда, это не совсем то, на что я рассчитывал, но для начала вполне подойдёт.
Позвонили мне недавно знакомые из небольшого автосервиса и попросили помочь «прочитать» АКП и двигатель. «А что за машинка?» спрашиваю. - «Мерседес Вито». «А что же вы сами-то, того… в смысле не того?» «А сами мы не можем, потому что ни один из наших мультимарочных сканеров с ней «не вяжется». С двигателем получается, но только по протоколу OBD II, а с «коробасом» - ни в какую». Коробка-то, говорят «фольксвагеновская».
Ага, теперь понятно. Значит и блок управления этой коробкой, тоже от «всенародного» концерна. То есть, если «постучаться» в этот блок, выбрав в Главном Меню сканера Volkswagen или VAG, то всё должно получиться. Озвучиваю эти мысли своим коллегам – не тут-то было. «Мы бы рады, но диагностический разъём на машине специфический, т.е. чисто «мерседесовский». Поэтому через VAG связаться не получается».
Похоже, я знаю, как им помочь. Нужно просто правильно перекоммутировать диагностическую линию. Дело-то, в общем, нехитрое, но попробуй объясни это по телефону людям, которые в основном крутят гайки. Проще самому подъехать и показать, что к чему. А что? Хороший повод – давно не виделись. В очередной раз проверю в деле свой HEX-NET, тем паче, что таких старых автомобилей я им ещё не диагностировал. Да и столовая по соседству с сервисом весьма недурственная. При хорошем раскладе ещё и денег на обед дадут. Последний аргумент, как вы понимаете, поважнее двух других будет. Решено – еду.
Вот и автомобиль, о котором идёт речь (фото 1):
Это Mercedes Vito, 2001 года выпуска, с бензиновым двигателем, объёмом 2.8 литра. Как утверждает надпись на декоративной крышке, мотор являет собой V-образную «шестёрку» (фото 2):
Не верьте. Нет, число цилиндров, конечно указано правильно. А вот для обозначения их расположения в своё время была придумана специальная аббревиатура – VR6. В обращение её ввёл концерн Volkswagen. Ибо двигатель именно этой фирмы, и именно этой компоновки (с очень маленьким углом развала цилиндров) и скрывается под мерседесовской крышкой (фото 3):
Всё логично – раз уж здесь фольксвагеновская коробка, она агрегатирована с фольксвагеновским же двигателем. Всё это хозяйство называется силовым приводом. Сейчас мы с ним попробуем пообщаться. Где тут наш разъём? Вот он, под водительским сиденьем. Это так называемый «38-pin пополам» (фото 4):
Гнездо №1 – это масса, гнездо №3 – плюс 12 Вольт. Эти выводы мы будем использовать для питания сканера. По памяти помню, что диагностическая линия блока управления АКП выходит на гнездо №10, а двигателя – на гнездо №4. Можно было бы даже сказать, что это К-линии, но, поскольку перед нами Мерседес, это не совсем так. Дело в том, что в отличие от других европейских производителей автомобилей, Мерседес в те годы для обмена данными с диагностическим оборудованием использовал не общую для всех блоков К-линию, а раздельные L-линии для каждого блока управления. В модуле HEX-NET, как и в других современных интерфейсных модулях, выполненных в виде адаптера форм-фактора 16-pin, за коммутацию по L-линии, отвечает вывод №15. Однако, как раз этот вывод в данном случае использовать не следует. Гнездо №10 разъёма автомобиля мы соединим с выводом №7 нашего адаптера, который, как известно, отвечает за обмен данными по К-линии. Но на поверку оказывается, что это гнездо №10 диагностического разъёма - «пустое». Ведь это 38 «пополам», тут всё несколько иначе. Быстренько лезем в инет, и находим, что на таких разъёмах блок АКП «висит» на выводе №9. Вот такая получается коммутация. Быстренько претворяю её в жизнь с помощью соответствующих адаптеров и проводников, которые я конечно же прихватил с собой (фото 5 и 6):
Фото 5: Подключение адаптеров к диагностическому разъёму автомобиля
Фото 6: Подключение адаптеров к интерфейсному модулю сканера
Ну вот собственно и всё, подготовительная часть закончена. Поскольку HEX-NET поддерживает беспроводную связь с компьютером, больше никаких соединений не требуется. Переходим собственно к диагностике. Остаётся включить ноутбук и запустить программу VCDS (фото 7):
Сканер без проблем устанавливает связь с блоком управления АКП (экран 1):
Как видим, это действительно очень старый фольксвагеновский контроллер, здесь используется древний протокол обмена KW1281. В памяти блока имеется пара кодов неисправностей (экран 2), но после удаления они больше не появляются.
Вывод текущих параметров также поддерживается (экраны 3-5), так что какую-никакую, а диагностику тут можно проводить.
Экран 3
Экран 4
Экран 5
Теперь переставляем адаптер из гнезда №9 в гнездо №4 и устанавливаем связь с блоком управления двигателем (экран 6):
В памяти этого ECU имеется уже весьма приличное количество кодов неисправностей (экраны 7 и 8), а удалить удаётся не все – одна ошибка остаётся (экран 9).
Экран 7: Коды Ошибок
Экран 8: Коды ошибок
Экран 9 - данный код не удаляется
Ну, с этим кодом, думаю, ребята разберутся без проблем. С параметрами здесь также очень даже неплохо, кроме «технологической» группы 000, есть ещё много других групп (экран 10):
Так что мне тут делать больше нечего. Свою задачу я выполнил - показал, как подключать прибор, теперь мои знакомые могут сами всё смотреть в любое время. Адаптер от Ross-Tech у них имеется, правда предыдущей генерации, заслуженный и любимый всеми HEX+CAN, но для данного автомобиля ничего новее и не требуется. Ну а мне остаётся констатировать, что в список «непрофильных» автомобилей, которые так или иначе поддерживают приборы линейки VCDS, кроме Multicar Tremo и Ford Galaxy, можно, хотя и с некоторыми оговорками, внести ещё и Mercedes Vito. Пустячок, а приятно.
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.